О символичности; Похоронного марша; Шопена | Музей Мировой Погребальной Культуры

О символичности “Похоронного марша” Шопена | Музей Мировой Погребальной Культуры

  • О музее
  • Наша команда
  • Новости
  • События в музее
  • Фотогалерея
  • Отзывы посетителей
  • Вопросы и ответы
  • Музеи смерти в мире

Ваш вклад в экспозицию

Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.

Наш адрес

  • п. Восход
  • ул. Военторговская, 4/16 +7 (383) 363-03-29+7 (913)-712-37-09info@musei-smerti.ru

Присоединяйтесь

Часы работы

  • Вт. – Вс. с 10:00 до 19:00
  • Пн. – выходной

Магазин уникальных сувениров музея

Не забудь приобрести необычный подарок

В мировой культуре есть целый ряд мелодий, которые практически каждый человек может узнать с первых аккордов. “Полонез” Огинского, “Лунная соната” Бетховена, и, конечно же, “Похоронный марш” Шопена. Последний настолько глубоко вошел в погребальную культуру, что стало сложно представить похороны без него. Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира. Совершим небольшой экскурс в историю, чтобы узнать о “Похоронном марше” немного больше.

Итак, этот марш написал Фридерик Шопен в 1837 году, как часть “Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор”, созданной композитором за два года (1837-1839). Всего Соната состоит из четырех частей, а марш является третьей из них.

“Похоронный марш” стал одним из знаковых, а также – символичных – произведений в жизни композитора, ведь именно во время его создания, у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте, всего лишь, 39 лет.

Еще одним плохим знаком можно посчитать случай, произошедший за год до смерти Шопена. Во время исполнения марша в одном из английских салонов, Фридерику вдруг привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.

Как уже упоминалось выше, всего лишь через год после этого случая, польский композитор скончался. Он стал самым первым человеком, на похоронах которого был сыгран “Похоронный марш”. По завещанию Шопена, в последний путь на парижское кладбище Пер-Лашез его провожали под печальные звуки собственного произведения, а также – под “Реквием” Моцарта (который для его создателя стал также очень символичным).

Люди оценили мрачное величие марша Фридерика Шопена и, постепенно, он стал звучать на похоронах все чаще, пока не стал буквально их музыкальным символом. За более чем полтора столетия, минувшие с того грустного дня 17 октября 1849 года, когда “Похоронный марш” был впервые исполнен как траурная композиция, под его печальные звуки миллионы людей ушли в последний путь.

Самые известные марши

Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.

Марш Мендельсона

Один из известнейших свадебных маршей мира, написанный немецким композитором и музыкантом Феликсом Мендельсоном в 1842 году. Изначально произведение было создано для пьесы «Сон в летнюю ночь». А в 1858 году марш исполнился на свадьбе принцессы Виктории, после чего и приобрел свою популярность и был признан как свадебный марш.

Похоронный марш

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

Марш «Прощание славянки»

Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Парадный марш «День Победы»

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.

Военный марш Рейнской армии (Марсельеза)

Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.

Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:

  1. Военно-строевой.
  2. Торжественный.
  3. Траурный.
  4. Спортивный.
  5. Сказочный.

Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.

Автор – Станислав Колесник

Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:

По просьбе короля

Феликс Мендельсон много работал для театра, в его творчестве заметное место занимает именно музыкальное сопровождение для различных спектаклей. В 1826 году — ему было всего 17 — композитор написал увертюру для постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». А вновь обратиться к этому произведению его попросил король.

Дело было в 1841 году, Мендельсон к этому времени уже был весьма популярен. Так что прусский король Фридрих Вильгельм IV, который посетил спектакль «Антигона» и услышал написанную для него музыку, попросил композитора сочинить ещё что-нибудь подобное. Монархам отказывать не принято, Мендельсон вспомнил о шекспировском «Сне. » — и дописал к увертюре ещё 10 частей. Премьерное исполнение — только музыки, без спектакля — состоялось 14 октября 1843 года в Потсдамском дворце. Но вскоре подтянулись и театры, и постановка пьесы долгое время шла только с музыкой Мендельсона. Лишь в XX веке были предложены новые трактовки, которые никакого «свадебного» марша не предполагали.

Свадебный марш Мендельсона. История создания шедевра.

Феликс Мендельсон действительно написал этот марш к свадьбе, только не к настоящей, а к театральной. Под эту музыку идут к алтарю герои комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”, сразу три пары, и среди них две высокопоставленные особы: герцог Афин Тезей и царица амазонок Ипполита. Именно поэтому марш такой суперторжественный, царский.

Традиция сопровождать свадебную церемонию маршем Мендельсона родилась не на родине композитора – в Германии, а в Англии, где его музыку очень любили. Первый прецедент был ещё при жизни Мендельсона.

Но в массы марш вошёл после того, как его включила в церемонию своего бракосочетания с прусским кронпринцем Фридрихом британская принцесса Виктория (это было в 1858 году).

К алтарю она шла под музыку хора из оперы Вагнера “Лоэнгрин”, а после венчания звучал марш Мендельсона. И то, и другое исполнялось в органном переложении. Её примеру последовали многие, сначала в Англии, а потом в других странах, и традиция закрепилась.

Когда к власти пришёл Гитлер, вся музыка еврея Мендельсона была запрещена категорически.

После Второй мировой войны свадебный марш восстановил свой статус в Германии, но теперь свадебный хор из “Лоэнгрина” перестал звучать в Израиле. Там на всю музыку немца Вагнера был наложен негласный запрет. Он действует до сих пор. Такой исторический обмен любезностями.

В православной России, где инструментальная музыка запрещена в церкви, свадебный марш никогда не использовался в брачных церемониях. Только в 20 веке, когда в Советском Союзе начали строить Дворцы бракосочетания (с 1959 года), появилась необходимость в создании соответствующей атмосферы. И тогда просто перенесли к нам западную традицию со свадебным маршем.

Эта музыка Мендельсона была известна в России в другом качестве – как популярная концертная пьеса и как полковой марш Лейб-гвардии Его Величества Казачьего полка. Так что, бравые казаки-кавалеристы, начиная с русско-турецкой войны 1877 года, маршировали под Мендельсона. Правда, марш звучал в аранжировке для военного оркестра и с другой серединой. Кто её написал, осталось неизвестным.

Источник

Спасибо за ваши комментарии!

Рубрики: • история создания шедевров

Процитировано 10 раз
Понравилось: 24 пользователям

Вопрос и ответ

В то время, когда эта музыка была написана, композитор окончательно осознал, что на любимую родину, в Польшу ему никогда не удастся вернуться. Те же чувства переживала многочисленная польская диаспора в Европе.

На органе были исполнены две его прелюдии, e-moll и h-moll. В исполнении оркестра, хора и солистов прозвучал «Реквием» Моцарта. С партитурой этого произведения Шопен не расставался в последние годы жизни.

Это высокий четырёхгранный постамент со скульптурой скорбящей музы. На фронтальной плоскости постамента размещён овальный медальон с рельефным профилем композитора. К могиле Шопена постоянно приносят свежие цветы.

Ссылка на основную публикацию