Все оттенки белого: история свадебного платья
Все оттенки белого: история свадебного платья
В истории моды найдётся немало интересных страниц, и одна из них по праву принадлежит свадебному платью. В то время как на смену пышным торжествам приходит тренд на камерные праздники, а классический декор уступает место богемному шику, одно остаётся неизменным. И это — белоснежный наряд невесты.
Белый и его оттенки вот уже много десятилетий является главным фаворитом при выборе свадебного платья. Тем удивительнее, что так было далеко не всегда. С течением времени менялись нравы, верования и вкусы, а вместе с ними — фасон, покрой и цвет подвенечного наряда. Предлагаем вспомнить ключевые образы невест, навсегда вошедшие в историю свадебной моды.
Аристократические корни
Для многих женщин на протяжении всей истории свадебное платье не являлось предметом одежды белого цвета на один раз. Его надевали также и на другие официальные мероприятия.
«Большинство невест девятнадцатого века выходили замуж просто в своих лучших платьях, которые часто были черного цвета (практичные и подойдут для неминуемых похорон)», — пишет Кэрол Уоллес в своей книге All Dressed in White.
Помимо дорогой стоимости белой ткани ее довольно сложно было сохранять чистой. А поскольку свадебное платье надевалось впоследствии и по другим поводам, то это было особенно важным фактором при выборе цвета ткани. Кроме того, чаще женщины самостоятельно шили свои платья, и любые неровные швы или дефекты были бы более заметны на белой ткани.
Невеста, одетая в свадебное платье темного цвета
Однако, начиная со средних веков, белые платья уже надевают на свои свадьбы королевские особы.
Первый известный случай связан с Принцессой Англии Филиппой, надевшей на свою свадьбу с датским принцем в 1406 году платье из белого атласа, отделанное горностаем.
Но настоящую популярность белый цвет приобрел после того, как Королева Англии Виктория надела на свою свадьбу с принцем Альбертом в 1840 году белое атласное платье с кружевами. Детали этого торжества, включая описание наряда королевы, быстро облетели страну.
Портрет Королевы Виктории в свадебном платье
На рубеже веков монополией на белое свадебное платье еще по-прежнему владели богатые особы, даже когда выбор цвета приобрел новое значение: белый цвет стал символом непорочности невесты. После свадебной церемонии королевы Виктории, ставшей своего рода трендсеттером свадебной моды, один журналист написал: «сентиментальные викторианцы боготворили невинных невест и их белоснежные платья».
С этих времен белый цвет стал считаться наиболее подходящим для свадебного платья, символом чистоты, невинности и незапятнанного сердца невесты.
Свадебная мода в средние века
Во времена средневековья европейские невесты не отдавали предпочтение определенному цвету платья. Они надевали на свадебные церемонии свои лучшие праздничные наряды, отличавшиеся богатой вычурностью. История свадебного платья свидетельствует, что покупать наряды специально для бракосочетания барышни, проживающие на территории Европы, стали в XV веке. Традиционно в этот временной отрезок невесты из богатых семей надевали на церемонию бракосочетания шикарные платья, декорированные мехами, ювелирными изделиями, дорогими тканями.
Девушки в средние века предпочитали выбирать платья темных или ярких цветов. К выбору оттенка свадебного одеяния (история свадебного платья является доказательством этому факту) они подходили с практической точки зрения. На городских улицах в те времена было пыльно и грязно, поэтому платья светлого, а тем более белого цвета можно было легко испачкать.
Современность
Если королеву Викторию можно назвать основательницей традиции белого свадебного платья, то человеком, который ввёл это явление в массовую моду, стала Коко Шанель. Первая мировая война внесла свои коррективы в привычную для европейцев мирную жизнь, многие стороны которой стали значительно скромнее, в том числе и свадьбы. И великая Коко адаптировала эти изменения, создав модный тренд — укороченное свадебное платье. Оно было белым, длиной до колен, но с очень длинным шлейфом, делающим фасон платья весьма необычным. Традиционная фата также прилагалась.
Но настоящий расцвет свадебной моды начался на Западе после Второй мировой войны, в 50-е годы.
Белый цвет уже по праву считался праздничным, торжественным, символизировал чистоту и непорочность, нежность и искренние чувства невесты к своему избраннику. Свадебные платья становились всё более изысканными и роскошными, для их изготовления стали использоваться такие материалы, как шёлк, атлас и кружево. Постепенно в моду входят приталенные силуэты, открытые руки и плечи.
Сейчас же, как мы видим, все свадебные традиции стали очень условными, потому что каждая пара сама создаёт стиль своего праздника, выбирает традиции, которым следовать и которые нарушать, и соединяет всё это в невероятный, оригинальный и не похожий на другие свадебный коктейль. Если вас интересуют свадебные традиции, то наши статьи помогут разобраться в них и выбрать те, которые вам по душе.
Отношение к цвету свадебного платья в разное время
Первые упоминания о белых свадебных платьях появляются в Древней Греции. Девушки надевали на свадьбу белый наряд – пеплос, единственным украшением которого служили две застежки на плечах невесты. Чем вычурнее и богаче были эти застежки, тем лучше считалось благосостояние их обладательницы. Чтобы брак девушки был счастливым, ее покрывали длинной золотистой тканью. В Древнем Риме на церемонию надевали обычную облегающую одежду – калазирис, а невесту отличало количество и богатство аксессуаров: диадем, браслетов, ожерелий, колец.
На свадебное платье невесты Древней Руси сильно повлияло язычество. Как правило, девушки надевали сарафан ярко-красного цвета. Алый оттенок символизировал защиту от злых духов, огонь, радость. Существовал и другой образ: иногда девушки носили рубаху, украшенную нарядной вышивкой, и понёву, оформленную красно-синей клеткой (шерстяную юбку из кусков ткани, подол которой был пышно декорирован). Как только новобрачная надевала этот старинный вариант юбки, ее считали просватанной. Традиция облачения в красное на свадьбу сохранялась вплоть до восемнадцатого века.
В средневековье
В Средние века на территории Европы свадебную одежду не шили в каком-то определенном цвете. Девушка, выходившая замуж, предпочитала надевать свое лучшее платье, самое богатое и вычурное. Как правило, наряд невесты был не новым, а тем, что одевается по праздничным дням. Приобретать отдельную одежду для дня бракосочетания повелось с пятнадцатого века у обеспеченных семей – фасон одеяния, его декор готовили по последней моде. Платье щедро декорировали мехами, дорогими тканями, другими украшениями, а после свадьбы оно носилось еще не один раз.
Оттенок наряда мог быть любым, как правило, девушки предпочитали темные или яркие цвета – пурпурный, зеленый, коричневый, розовый, черный. Средневековые невесты подходили к пошиву убранства с практической точки зрения. Тогда на улицах города было пыльно и грязно, а потому одеяние кремового, песочного и тем более белого цвета попросту запачкалось бы. Стирка такого платья была дорогостоящей. Различия свадебных образов проявлялись в зависимости от региона или страны, где проживала будущая супруга, благосостояния ее семейства, общественного статуса.
В 16-17 веках
Белое платье в это время носила только одна категория девушек – «Христовы невесты», которые уходили в монастырь и полностью посвящали себя служению Богу. Темные цвета в 16-17 веках отошли на второй план, уступив более приятным пастельным оттенкам, которые невесты надевают порой до сих пор – светло-голубой или розовый. Выбор определенного тона свадебного одеяния во многом был связан с поверьями и обычаями разных культур, например:
- Во Франции нередко невесты надевали убранство фиолетового цвета, ведь оно сулило им любящего мужа до конца жизни.
- На территории Ирландии девушки, как правило, облачались в день свадьбы в зеленый наряд. Считалось, что это цвет приносит счастье, гармонию в дом, удачу.
- На Руси невесты все еще предпочитали надевать платья с преобладанием алого или оранжевого цвета – это связано с религией язычества, поклонением огню.
В эпоху неоклассицизма
Переломным моментом в истории белого платья стала эпоха неоклассицизма. Тогда появилась традиция надевать светлые одежды цвета айвори, кремовые убранства и белоснежные одеяния. Это связано с археологическими раскопками, которые в то время проводились в Помпеях, Геркулануме. Были найдены образцы римского искусства – скульптуры из нежного белого мрамора, которые стали достоянием общественности. Это привело к повсеместному использованию мраморного оттенка. Одежды такого цвета носили в будни, надевали во время праздников или венчания.
Во время неоклассицизма изменились не только традиционные цвета свадебных платьев, но и их фасон. Девушки стали чаще отказываться от тугих корсетов, пышных юбок, отдавая предпочтение легким, воздушным убранствам со струящимися тканями, нежными воланами рукавов и завышенной талией. Эта эпоха сделала популярными одеяния жемчужных, светлых оттенков, которые логично привели к появлению традиционного белоснежного платья.
История белого платья
В нашей жизни полно стереотипов о происхождении которых мы и не думаем. Зря, ведь это интересно. Например, история белого свадебного платья, в который сейчас выходят замуж на всей планете. Неужели, так было всегда. Конечно нет, белое платье — продукт глобализации.
История белого платья
В Древней Греции девушки выходили замуж не в белом или скорее светлом одеянии (нижняя одежда — хитон, верхняя 1 пеплос). Получить белый цвет в те времена было непросто, поэтому белые одежды казались грекам символом праздника. В Древнем Риме невеста выходила замуж в красном «платье» (палле) на голове было покрывало, а позднее — венок из цветов. В средневековье замуж выходили в цветных платьях.
В каждой стране был свой любимый цвет счастья и радости. Чаще всего выходили замуж в голубом, красном или зеленом платьях. Славяне тоже любили красный цвет. Не зря, «красный» и означает «красивый».
Что уж говорить, о восточных традициях, где белый цвет — символ траура. На традиционной индийской свадьбе невеста выходит замуж в красном или желтом сари. В Китае свадебным цветом тоже считается красный. А белый цвет — символ траура.
Почему свадебное платье белое?
Нет ни намека на белое подвенечное платье до 16-ого века. Белый цвет в Европе тоже считался траурным вплоть до появления королевы Анны Бретонской. Она то и была той, кто впервые использовал такой цвет.
Выходя в 14 лет замуж за короля Франции Карла VIII, Анна уже была заочно замужем за императором Священной Римской Империи Максимилианом, а сам Карл был помолвлен с дочерью Максимилиана. Но войска Карла уже осадили Ренн, где находилась герцогиня, и Анна вышла за него замуж с условием, что если супруг умрет не оставив наследника, она выйдет замуж за его приемника. В любом случае, герцогство Бретонское становилось частью Франции.
Отправляясь к мужу, Анна демонстративно взяла с собой две кровати, намекая на то, что с мужем спать не собирается. Впрочем за сем лет совместной жизни она была беременна семь раз, родила четверых детей, но ни один из них долго не прожил.
Карл VIII запретил жене носить титул герцогини бретонской и упразднил канцелярию Бретани. Но, благодаря военным победам мужа, Анна стала королевой Неаполя и Иерусалима.
В 1498 году Карл погиб, ударившись о косяк низкой двери. Анна тут же вернула себе титул герцогини бретонской. Но контракт заключенный с Карлом вынудил ее выйти замуж за Людовика XII, который тоже уже был женат и ему пришлось добиваться развода у Папы римского для этого брака.
Тут то и появляется знаменитое белое свадебное платье в котором Анна Бретонская во второй раз стала королевой Франции.
Почему Анна одела именно белое платье?
Существует версия, что в знак протеста против второго замужества (белый — цвет траура), как и в истории с двумя кроватями. Хотя новый брак был более удачен для Анны, чем первый.
Новый супруг вернул ей титул и позволил править Бретанью, к тому же они были знакомы и ранее, когда Людовик носил титул герцога Орлеанского. От Людовика у Анны родилось двое девочек Клонд и Рене, обе выжили.
Еще одной из версий появления белого платья является версия королевы Виктории.
Якобы именно после ее свадьбы в белом платье в 1840 году белый и приобрел популярность.
Кружева для него плелись шесть месяцев, а шлейф несли 12 подружек. Так-что такое зрелище могло вполне впечатлить высший свет 19-ого века. Причем, истории с королевой Анной не встречается во французской части интернета, так что вторая версия хоть и менее романтична, зато более правдоподобна.
Так что исторически замуж в белом платье не выходили. Возможно потому, что получить чистый белый цвет было сложно, а серо-белый был цветом обыденным и совсем не праздничным. Исторически в Европе выходили замуж в красном, не говоря про другие регионы планеты. Так что белое свадебное платье, это просто довольно новая мода и каждый может решать сам, во что ему нарядится на свадьбе.