“Какие бывают песни на свадьбу и в чем между ними различия?[

Свадебные песни

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Смотреть что такое “Свадебные песни” в других словарях:

Свадебные песни — СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ песни, сопровождающие народный свадебный обряд. Происхождение свадебных обряда и песен очень сложное. В них заключаются пережитки глубочайшей старины и отпечатки позднейших эпох. Различные формы брака, последовательно… … Словарь литературных терминов

Свадебные обряды — Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год. Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные… … Википедия

Свадебные традиции — система ритуальных действий, традиционно входящих в процесс совершения брака по созданию новой семьи. В русской культуре свадьба символизировала переход девушки и юноши в новое состояние и «умирание» прежней жизни, а также признание брака общиной … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Свадебные приметы — Свадьба на Тайване Свадьба торжественная церемония, посвященная заключению брака. Со свадьбой у всех народов связано множество поверий, примет и обрядов. У верующих свадьба сопровождается религиозными обрядами (венчание в христианстве и др.).… … Википедия

песни — группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро эпические, обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и… … Литературная энциклопедия

Русские народные песни — Русская народная песня песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русские народные песни подразделяются на:[1][2] Русский песенный эпос:… … Википедия

Украинские народные песни — Украинские народные песни это фольклорные произведения, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста. Произведения анонимные, потому что имена авторов, как правило, неизвестны. Народная память сохранила нам лишь… … Википедия

Величальные песни — см. Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Величальные … Литературная энциклопедия

Величальные песни — ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни, Обрядовые песни, Свадебные песни … Словарь литературных терминов

Девичные песни — свадебные песни, исполняемые на девичнике: в них содержатся гл. обр. трагич. мотивы разлуки с подружками (и с т. зр. подружек утрату лучшей подружки невесты), потеря воли и др … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Песенные жанры свадьбы;

I. Элегические предвенечные песни относятся исключительно к предвенечной части обряда (исполняются в доме невесты в период просватанья) и выражают грустные мысли и чувства невесты, связанные с переходом в чужую семью, расставанием с девичеством, родителями, подругами. Назначение их – «клевить», «жалобить», «заставлять плакать» – легло в основу их народного определения – клевильные. Клевильные песни близки по тематике и эмоциональному настрою жанру причитания. Так же как и причитания, они разрабатывают следующие темы: прощание с родителями (Приложение 2. № 7), жалобы на жизнь в чужой семье (Прил. 2. № 6,8), размышления о том, как ужиться с родней мужа (Прил. 2. № 8), оплакивание девичьей воли (Прил. 2. № 9), жалобы невесты отцу (Прил. 2. № 10), мотив сна (Прил. 2. № 1), просьба невесты отменить свадьбу (Прил. 2. № 2), расставание невесты с красотой и косой (Прил. 2. № 4,5); обращение к бане (Прил. 2. № 3).

Особую эмоциональную напряженность имеют элегические предвенечные песни, адресованные невесте-сироте (Прил. 2. № 11).

II. Песни заклинательные или песни типа монолога-императива. Их содержание составляют магические пожелания здоровья, богатства, счастья новой семье. Они короткие, носят характер приказа. В записях эти песни представлены фрагментарно, главным образом из центральных областей России. Текст заклинательных песен представляет собой ритмичную формулу, выражающую общее коллективное желание участников обряда и имеют магическое назначение.

Круг сюжетов заклинательных песен в свадебном обряде (в отличие от календарного) ограничен, они сопровождали только строго определенные акты: начинали свадебное действо (Прил. 2. № 12, 13, 14); сопровождали печение каравая (Прил. 2. № 15, 16); сопровождали расплетение косы невесты и расчесывание кудрей жениха (Прил. 2. № 17, 18).

Заклинательные песни по своей форме близки к приговорам дружки, так как отличаются четкой ритмической организацией речи, построенной в большинстве случаев на императиве: « Ай, ели мы пячонки, – / Дай, Боже, дяученки. / Колупали мы сыры – / Дай, Боже, сыны».

Однако функции песен типа монолога-императива в свадебной лирике значительно шире заклинания. Среди них выделяется вид песен чисто церемониального характера, связанных с еще одной функцией хора – быть режиссером свадебного действия. Хор указывал тому или иному участнику его место и роль в данный момент свадебного ритуала, в песнях давал советы, наставления, выражал приказы. Ср.: «Вы садитесь-ко, бояра, на скамью, / Да вы смотрите-ко, бояра, на сватью»; «Садитесь, сванюшки, / На наши лавочки. / У нас лавки вымыты / И хвощом вытерты»; наказ боярам привести невесту: «Уж вы вербу заломите, / Красну девицу посмотрите», повознику: «Приударь коня больно, Чтобы конь бежал бодро» и др. Кроме церемониальных наказов можно выделить и песни-советы. Например, невесте не показывать своего лица боярам, не плакать о родимой сторонушке и др., жениху – беречь невесту, нежить, лелеять.

Песни-заклинания некогда были основой всего свадебного фольклора, позднее элементы заклинания стали составной частью текстов других жанров (величальных, комментирующих песен).

III. Песни, комментирующие акты обряда тесно связаны с обрядами, способствовали формированию, реализации обрядов и закреплению факта их совершения в сознании присутствующих и имели функцию пояснить происходящее.

Комментирующие песни лишены монолога и диалога как формы выражения чувства; в них преобладают глагольные формы настоящего или прошедшего времени; часто строятся на синтаксическом параллелизме («Не было ветру, да вдруг навеяло. / Не было гостей, да вдруг наехали»)

Песни эти сопровождали различные акты свадебного действа: сватанье и рукобитье (Прил. 2. № 19, 20); благословение невесты и жениха (Прил. 2. № 21, 22); одаривание гостей невестой (Прил. 2. № 23; 24); отъезд жениха за невестой (Прил. 2. № 25, 26); приезд жениха к невесте (Прил. 2. № 27); отъезд свадебного поезда к венцу (Прил. 2. № 28, 29); встречу молодых от венца (Прил. 2. № 30, 31); отправление молодых в клеть (Прил. 2. № 32, 33, 34).

Комментирующих песен осталось мало, сохранились лишь элементы комментирования. Как и многие повествовательные песни, комментирующие песни позднее приняли на себя функцию величания.

IV. Величания (величальные песни) – ритуальное восхваление участников обряда, поэтически идеализирующие и прославляющие молодых, свадебные чины и гостей. Величальные песни генетически связаны с заклинаниями. Величальные мотивы, прославляющие невесту и жениха, могли появляться в ритуале заручин, на девичнике, перед отправкой молодых к венцу, но основная часть свадебных величаний сосредоточена во второй половине обряда – после венчания и во время «княжьего стола». Это связано с общей установкой обряда на повышение социального статуса новобрачных и их окружения.

Величальные песни делятся на два типа: описательные и сюжетные величания.

Описательные величания обращены к одному лицу: жениху (Прил. 2. № 35, 36), невесте (Прил. 2. № 37) дружке (Прил. 2. № 38), свахе (Прил. 2. № 39), тысяцкому (Прил. 2. № 40) и др.

Поэтические особенности величальных песен основаны на универсальных приемах гиперболизации положительных качеств, на изображение желаемого как уже свершившегося. Прославляются не индивидуальные черты конкретного человека, а, на оборот, традиционные достоинства типового персонажа. Таким образом, благодаря своей стереотипности величания характеризуются статичностью, однообразностью. Описательные величания, обращенные к одному лицу, разрабатывают портретную характеристику персонажа: внешний облик «опеваемого» предстает обычно в трех «измерениях»: лицо, волосы, одежда. При этом в одной песне внимание уделялось только какой-то одной из этих граней портрета: либо лицу, либо волосам, либо одежде. Иногда характеристики совмещались, причем порядок описания всегда был один и тот же: вначале давалась общая характеристика объекта описания, затем его детали. Кроме того, в описательных величаниях разработана система условно-типовых характеристик персонажей. Так, невесту хвалят за лицо «белее снегу», за косу ниже пояса, за нарядные одежды, плавную походку, тихую речь, за умение «тонко прясть, ловко шить»; жениха – за ум-разум, за богатство; тысяцкий предстает в величаниях как «богатый гость», «большой человек», «роду честного», умеющий «слово молвить со попами, со дьяками, со князьями, со боярами» и др.; сватья – рукодельница, стряпуха, богатая гостья «непростого роду» и др.

Сюжетные (парные) величания исполняются особенно во второй части обряда, по эмоциональному настроению они характеризуются как мажорные; адресованы жениху и невесте, обоим брачующимся одновременно. Парные величания имеют сюжет и четкую композицию. Начинаются с бытовой картины, где, как правило, описывается действие одного из персонажей; иногда ей предшествует 1-2 стиха, определяющие место или время действия. Завершается песня монологом или диалогом, обращенным к другому действующему лицу. В заключительной части выражена главная мысль. Чувства, выражаемые в сюжетном величании – любовь, дружба молодых, – предстают не в отвлеченной, а в конкретной образной форме, в описании действий, поступков героев. Условно сюжетные величания можно назвать песнями о взаимоотношениях молодых.

Группы сюжетных величаний:

1. Песни о снаряжении жениха за невестой: жених снаряжает коня ехать за спесивой невестой (Прил. 2. № 41), мать, отправляя сына за невестой, не велит сыну вино пить (Прил. 2. № 42, 43); жених троекратно просит «свое сужено-ряжено» (Прил. 2. № 44).

1. 2. Встреча жениха с невестой, смотрение невесты. (Прил. 2. № 45) Жених часто представлен охотником: «да он куницами, лисицами обвесился, да вокруг калеными стрелами обтыкался», он подходит к терему невесты, а она уже готова к свадьбе, «дары да все добеленные, коса да все дорощенная». Или молодой князь на коне подъезжает к терему невесты, обещает ездить «докуль не высватает». Или кони завозят жениха в гульбище к невесте.

Иногда сам брак изображается в символической форме: жених ищет куницу, утушку, лебедушку; жених направляет стрелу в терем невесты (Прил. 2. № 46) или с чудесного корабля посылает стрелу (Прил. 2. № 47); первобрачный князь выезжает на чудесном корабле, роняет в воду злачен перстень, слуги вылавливают златоперых окуней (Прил. 2. № 48). Все сюжеты этой группы распространены только на севере, это отражается и в своеобразной системе образов (охота, корабли).

Тема соединения молодых отразилась в сюжетах «Стоит чарочка лита, лита, лита» и «Плавала чарочка по сладкому меду»– жених подносит невесте чару, она пьет из нее (Прил. 2. № 49, 50). Брачующиеся могут представать в образах винограда и боровой ягоды (Прил. 2. № 51). Можно предположить, что эти песни первоначально соотносились с актом передачи невесты жениху.

Песни этой группы носят главным образом повествовательный характер. Последующие две группы более лиричны, в них непосредственно выражены чувства вступающих в брак. Страх невесты перед женихом погубителем-разорителем сменяется постепенно взаимным доверием.

2. Об отношении жениха к невесте. Отличаются по форме выражения чувств (монолог или диалог), образами и сюжетными положениями, в которых это чувство выражено. Например, восхваление невесты устами жениха (Прил. 2. № 52) Или жена утешает мужа: «она взглянет – утешит меня». Или жених обещает построить невесте «сени новорубленые», «тешит-потешит Анну свою, … чтобы Анна не тужила-жила».

Таким образом, эта группа дает примеры непосредственного выражения чувств жениха к невесте (похвала, забота).

3. Символически выражаются чувства невесты к жениху. Например, невеста несет по горнице чару, доносит ее «до умного, до разумного», потчует его. Или жена встречает мужа, поит его медом, укладывает на тесовую кровать. Или невеста соглашается «развить кудри», служить мужу. Или невеста готовит жениху подарки: шьет кафтан «недолгий, некороткий, чтобы легче на добра коня скакать»; вышивает ковер золотом. Или невеста обещает перевезти жениха через реку.

4. Песни о создании семьи и рождении детей. Например, муж просит жену испить чару, родить сына-сокола. Или жена кличет уезжающего мужа, просит его вернуться, обещая родить сына или дочь.

V. Корильные песни – особый свадебный жанр, коррелирующий в обряде с величальными песнями.Термины «корение», «корильная песня» образованы от «корить» в значении «осмеивать», «браниться», «ругать», «уничижать». В качестве равноправных синонимов глагола «корить» в народном языке употребляются «хаять», «ругать». В свадебном обряде ритуальному осмеянию, укорам и порицанию подвергаются представители противоположной стороны, участвующей в свадьбе (со стороны жениха – жених, дружка, сват, поезжане; со стороны невесты – невеста, сватья), другого семейно-возрастного статуса (незамужние и замужние, в том числе и вступающие в брак), чужого локуса (невеста из другой деревни), а также лица, нарушающие ритуальные предписания и моральные нормы (гости, уклоняющиеся от одаривания, невеста, не сохранившая девственности, ее родители и т.п.).

На начальном этапе свадьбы осмеиваются сваты и жених за то, что оказались виновниками свадьбы (обманули, подговорили батюшку). После обручения подруги невесты укоряют в песнях помолвленную девушку за измену и обман (обещала не расстаться с девушками, не идти замуж, но слова не сдержала). Поезжане жениха высмеиваются в словесных поединках сторон жениха и невесты (Прил. 2. № 53); девушки, подруги невесты, поют корильные песни жениху (Прил. 2. № 54); брат невесты укоряется за то, что «продал сестрицу задаром», «пропил на горилке». Издевки и угрозы могут быть адресованы участникам свадьбы, которые отказывают в вознаграждении или скупо одаривают. Например, дружка, выкупая невесту, кладет медные монеты на стол, его стыдят: «Такого черепья у нашего батюшки по сеням хоть сколько волочится. У нашей невесты одна бровь сто рублей». Корильную песню пели и матери жениха, встречавшей невесту от венца: «Выйди-ка, свекровка горбатая, / Встрень-ка невесту богатую! / Выдь-ка, свекровка сопливая, / Встрень-ка невесту счастливую». Особенно часто объектом насмешек бывают сват / тысяцкий / дружка (Прил. 2. № 55, 56) и сваха (Прил. 2. № 57); их подвергают ритуальному осмеянию, публичному наказанию или суду (в конце свадьбы их катают на бороне (или на сохе, в корыте, тачке, повозке), а потом сбрасывают в яму, канаву, в воду. В образах свата и сватьи разрабатываются определенные архетипические характеристики антигероя. Например, иномирность сватьи проявляется в наличии эпитетов и сравнений с резко отрицательной коннотацией («чупаха», «обжора» и др.), а также в действиях, связанных с колдовством: поедает семиотически маркированные предметы (собаку, сороку, солому). Кроме того, характеристикой иномирности свата (тысяцкого) и сватьи является их гиперэротизм. Такая семантика образов участников свадебного обряда соответствует самой идее брака, имеет в ритуале продуцирующее значение.

Какие бывают песни на свадьбу и в чем между ними различия?

Свадьба – счастливая пора двух влюбленных людей. Этот день наполнен большим количеством эмоций. С утра могут проливаться слезы родителей, а вечер закончится счастьем от проведенного торжества и новым статусом мужа и жены.

Музыка преследует гостей и молодоженов весь день, начиная с момента выкупа и заканчивая гулянием в ресторане. Очень важно тщательно подбирать композиции, дабы они гармонично сочетались с самим мероприятием.

Как выбирать исполняемые песни?

Если вам предстоит выбрать музыкальный фон для свадьбы, то обратите внимание на ряд моментов:

  1. Изначально продумайте, какие важные этапы будут на протяжении праздничного мероприятие.
    К каждому из них необходимо подобрать отдельную музыку. Например, выкуп невесты обязательно должен проходить под веселые и задорные песни. На моменте регистрации более торжественная и официальная мелодия. Завершает день поход в ресторан с самыми разными музыкальными композициями.
  2. Не выбирайте узконаправленную музыку.
    Все же задача – угодить всем гостям. Поэтому включать тяжелый рок можно только в том случае, если на торжество вы собираете лишь заядлых музыкантов и рокеров.

По стилю

Если вам предстоит выбрать музыкальное оформление свадебного торжества по стилю мероприятия, то это, пожалуй, несложный момент. Если вы определились с общей стилистикой самой свадьбы, то, все, что вам потребуется теперь – создать нужный плей лист.

Если ваша свадьба в стиле популярных в последнее время бохо или рустик, то вам подойдут старинные или современные мелодии в стиле кантри и инди-поп. Песни в таком стиле мелодичные, но в тоже время достаточно ритмичные. Поэтому не переживайте, под них можно даже немного подвигаться.

Если у вас национальное мероприятие, то, безусловно, вам не обойтись без традиционной музыки. В том случае, если вы не хотите уходить далеко в старину, обратитесь к каверам. Они представляют собой перепетые старые песни на новый лад.

Такие композиции отличаются новой аранжировкой, исполнением и стилевой окраской. Поэтому можете смело брать их за основу своего плей-листа.

Крайне важно обращать внимание на то, какой музыкальный фон идет на тематической свадьбе. Вполне возможно, что он вовсе испортит всю картину торжества.

Например, если проводится мероприятие средневековой тематики, то будет крайне нелепо выглядеть, если зазвучит современная поп музыка. Поэтому уделите данному вопросу чуть больше времени, тогда все будет гармонично на вашей свадьбе.

Традиционные песни

Если вы совершенно не знаете, что же за песни включить своим гостям, то обратитесь к тем, которые уже стали свадебными. Их зачастую только и включают на таких мероприятиях.

В тексте этих композиций заложена следующая мысль:

  • счастливые отношения;
  • скорейшее замужество;
  • радость от свадебного мероприятия;
  • очарование невестой;
  • любовь к жениху.

Это классическая музыка, которая просто необходима для так называемых формальных моментов. Без неё вот уже какой век не обходятся молодожены.

Современные песни на русском

Популярными являются и современные песни про свадьбу. В них поется о счастливой жизни молодой пары. Самыми популярными являются русские хиты 90-х годов, поскольку слова все давно знают и от этого проще всего подпевать.

Например, вот уже какое десятилетие подряд очень распространено на торжестве слушать Ирину Аллегрову «Свадебные цветы». Если мы говорим о современных исполнителях, то у молодежи просто огромный выбор. Особое место среди известных исполнителей занимает Егор Крид.

Пару лет назад им была выпущена песня «Невеста». В ней музыкант поет о том, как он рад, что именно эта барышня ему досталась и о счастье стать её мужем. Эту музыкальную композицию просто обожают девушки, каждый раз примеряя на себя.

На свадьбе вовсе не обязательно все время включать треки, в которых поется лишь про церемонию заключения брака.

Вполне приемлемым будет, если ди-джей включит композицию, которая когда-то сблизила или познакомила молодых. Или у любовной пары часто есть своя песня. Она тоже будет уместна для данного мероприятия.

Нелишним будет, если кто-то из присутствующих исполнит красивую песню про свадьбу. Её смогут все оценить по достоинству.

ТОП лучших музыкальных треков

В основном для музыкального фона на мероприятии приглашают ди-джея. Как вариант, обратиться к музыкантам с живой музыкой. В любом случае, вам потребуется попросить предоставить плей-лист. Внимательно с ним ознакомьтесь и внесите коррективы.

Быть может какие-то песни в вашем кругу совсем неприемлемы, а какие-то наоборот вызовут дикий восторг.

Свадебный портал советует опросить гостей и узнать их музыкальные предпочтений. Сделать это, конечно, очень сложно.

Поэтому если хотите упростить себе задачу, можете обратиться к списку самых лучших музыкальных треков.

  1. Мумий Тролль «Невеста».
  2. Егор Крид «Самая».
  3. Айова «Улыбайся».
  4. Время и Стекло «Имя».
  5. Никита «Веревки».
  6. Тимати «Ты че, такая дерзкая».
  7. Иван Дорн «Не надо стесняться».
  8. Муслим Магомаев «Свадьба».
  9. Джон Алиб «Мама сита».
  10. Время и Стекло «На стиле».
  11. Элджей «Розовое вино».
  12. Сергей Лазарев «Это всё она».
  13. Монатик «Дым».
  14. Монатик «Мама, я в Дубае».
  15. Вера Брежнева «Любовь спасет мир».
  16. Егор Крид «Миллион алых роз».
  17. Макс Корж «Малиновый закат».
  18. Джиган «ДНК».
  19. Элджей «Минимал».
  20. Полина Гагарина «Шагай».

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4185/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5
http://studopedia.su/14_122036_pesennie-zhanri-svadbi.html
http://marry.guru/organizatsiya/muzyka/pesni-svadebnye

Ссылка на основную публикацию